Кому мы доверяем свою жизнь, когда покупаем билет, поднимаемся по трапу в самолет и взлетаем в небо? Кто ответствен за то, что, взлетев на 10 километров над поверхностью, по которой привыкли передвигаться, мы вернемся в лоно родной стихии целыми и невредимыми? Кто ответствен за безопасность президентов, бизнесменов-миллиардеров, нефтяных магнатов, которых на земле охраняют целые специальные службы, состоящие из нескольких десятков знающих свое дело профессионалов, в воздухе? Может, кто ответит - по большому счету уповаем на Бога? Может...
Но на самом деле из поля зрения пассажира выбивает не только экипаж самолета, находящийся за заветной дверью кабин пилотов, и к профессиональности которых мы привыкли, но и целая армия людей менее романтичных профессий, отвечающих за жизнь людей в небе. О малоизвестных для рядового пассажира процессах, направленных на обеспечение его безопасности в небе, рассказывает главный инженер авиакомпании "Армавиа" Сергей Мовсесян.
- Г-н Мовсесян, какие самолеты в настоящее время эксплуатируются компанией "Армавиа"?
- В настоящее время в авиакомпаниях стран СНГ наблюдается тенденция перехода от эксплуатации российских самолетов к эксплуатации самолетов западного производства, что обусловлено в первую очередь отсутствием новых современных самолетов российского производства, а также большей рентабельностью, комфортабельностью и надежностью европейских самолетов. В летном парке национальной авиакомпании Армении "Армавиа" эксплуатируются четыре среднемагистральных самолета "Эирбас" А-320 (производства Франции-Германии), один АН-24 и ТУ-134. Последние два принадлежат другим авиакомпаниям и эксплуатируются по договору. Техническая служба а/к "Армавиа" обеспечивает техническое обслуживание лишь самолетов "Эирбас". Пока техническое обслуживание самолетов А-320 осуществляется совместно с авиакомпанией "Сибирь" -стратегическим партнером "Армавиа" - силами армянских, российских и немецких специалистов, поскольку у специалистов авиакомпании "Сибирь" уже имеется определенный опыт работы и лицензия JAR-145. Наличие данной лицензии, предоставляет возможность имеющим ее компаниям самостоятельно осуществлять техническое обслуживание самолетов "Эирбас".
- Когда эту лицензию получит компания "Армавиа"?
- Компания "Армавиа" получит лицензию JAR-145 в ближайшее время и сможет самостоятельно обслуживать самолеты. Для этого необходимо привести в соответствие общеевропейским требованиям инженерно-техническую базу, производственные возможности и вспомогательное оборудование. Однако даже после получения лицензии техническое обслуживание осуществляется под контролем компании провайдера, в нашем случае это немецкая фирма Lufthansa Technics. Поэтому, несмотря на то, что линейная станция технического обслуживания авиакомпании "Сибирь" уже получила лицензию для самостоятельного техобслуживания самолетов, в "Армавиа" работает и немецкий специалист, который контролирует и содействует работе инженеров.
- Сколько человек осуществляет техническое обслуживание этих четырех самолетов?
В техобслуживании самолетов в а/к "Армавиа" вовлечены 50 человек, из которых 30 это обученные специалисты, работающие непосредственно на самолетах. В случае если самолет прилетел без замечаний, проводится обычный осмотр машины это проверка планера на отсутствие повреждений, осмотр шасси, двигателей на предмет попадания посторонних предметов, отсутствия подтекания горюче-смазочных жидкостей, производится контрольное тестирование систем самолета на бортовом компьютере, а также другие подготовительные работы к следующему рейсу. В целом же в а/к "Армавиа" безопасную эксплуатацию четырех самолетов А-320 компании "Армавиа" обеспечивают 10 российских и 20 армянских специалистов, а также один представитель Lufthansa Technics. Армянские специалисты проходили соответствующие курсы обучения у немецких специалистов и заняты непосредственно техническим обслуживанием самолетов. Кроме общих курсов подготовки, некоторые инженеры прошли обучение в рамках целевых программ в Германии. К примеру, это программы по инжинирингу, по надежности, по бароскопическому осмотру двигателей, по логистике (своевременное обеспечение запасными частями и компонентами). Производственно- диспетчерский отдел и отдел логистики технической службы а/к "Армавиа" уже работают самостоятельно. В числе требований, предъявляемых к техникам и инженерам, и знание английского языка, так как вся техническая документация (руководства, инструкции) на английском. Высокая степень компьютеризации самолетов А-320 позволяет с помощью бортового компьютера производить диагностику всех систем самолета и сокращает время поиска причин неисправностей. Однако с другой стороны если раньше было четкое разграничение специалистов: узкая специализация - инженера по планеру и двигателю, радиста, электрика, специалиста по приборам, то для обслуживания "Эирбасов" требуется совмещать механика и авионика (радио, электронное и приборное оборудование) в одном лице.
Современное техническое обслуживание самолетов требует у специалистов серьезной обширной подготовки со знанием английского языка и компьютера. Тем не менее, армянские специалисты успешно осваивают новую технику и их многолетний опыт работы на российских самолетах помогает в этом. Средний возраст работающих в технической службе компании "Армавиа" армянских специалистов, выпускников лучших российских и украинских авиационных вузов, составляет 40 лет. В Армении выполняется лишь оперативно-техническое обслуживание самолетов. Тяжелые формы регламента осуществляются за рубежом. К примеру, регламент A- check, который производится после 500 часов налета, осуществляется в техническом комплексе авиакомпании "Сибирь" в Новосибирске. Более тяжелая форма регламента - C- check, который проводится каждые 15 месяцев эксплуатации самолета, проводится в Германии в центре Lufthansa. Один из самолетов "Армавиа" уже вернулся с этой формы осмотра, а другой отправлен в Германию в октябре текущего года. Все эти осмотры, имеющие различную глубину мониторинга систем машины, обходятся довольно дорого, но они необходимы для обеспечения безопасности полетов.
- Каково техническое состояние эксплуатируемых машин?
Техническое состояние самолетов, эксплуатируемых компанией "Армавиа", отличное. В среднем возраст машин составляет 8 лет, что для самолетов этого типа, назначенный ресурс которых довольно велик, является "ранней молодостью". Согласно статистике, процент возможных неисправностей и дефектов в системах самолетов, снижается после пяти-шести лет эксплуатации, по истечении срока так называемой обкатки машин. А проблемы, связанные со старением самолетов, появляются по истечении 25-30 лет эксплуатации. Компания "Армавиа" отдает предпочтение самолетам европейского производства из-за их рентабельности, комфортабельности пассажирских салонов и безопасности полетов. Комфортабельность самолетов "Эирбас" обусловлена низким уровнем шума двигателей, удобством кресел и оснащенностью пассажирского салона аудио и видео системами. Высокий уровень безопасности полетов этих самолетов связан с многократным резервированием функциональных систем, что предполагает блокирование отказавших систем и резервным дублированием их функций.
Одним словом, если говорить о безопасности полетов на рейсах авиакомпании "Армавиа" - "Показатель уровня безопасности - это отсутствие авиационных происшествий". Действительно, отсутствие авиационных происшествий говорит о профессиональности не только армянских летчиков, но и сотен людей других профессий, которые обеспечивают на земле нашу с вами безопасность в воздухе.